Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Тема: Эмоциональная культура педагога.

     Цели:   -   повысить эмоциональную культуру педагогов;

-          развивать эмоциональную отзывчивость, эмоциональную выразительность и эмоциональную устойчивость у педагогов;

-          создать эмоционально-благоприятный фон в группе.

1.      Вводная часть.

Ведущий отмечает, что педагогическая профессия предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности.

Переживаемые негативные эмоциональные состояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: трема рук, заметные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердцебиение. Это отрицательно сказывается на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижение работоспособности.

Учитель в своей деятельности должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач, не зависимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание и оставаться для учеников примером в личностном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.

Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. Важнейшими её показателями являются эмоциональная устойчивость, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная выразительность.

2. Основная часть.

Ведущий говорит о том, что эмоциональная отзывчивость основывается на эмпатии, которая проявляется в сопричастности. При этом эмпатия должна носить некоторый оттенок интеллектуальности, т.е. уметь сопереживать, но не растворяться в чувствах другого. Только в этом случае проявление эмпатии не способствует развитию синдрома «эмоционального выгорания».

Упражнения на эмоциональную отзывчивость.

            Упражнение «Любящий взгляд».

     Один из участников выходит за дверь. Его задача – определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий в его отсутствие выбирает для этой цели двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается.

Упражнение «Передай эмоцию».

     Участники становятся в затылок друг к другу. Ведущий просит последнего участника задумать какую-либо эмоцию и передать её стоящему перед ним человеку без слов (прикосновением, жестом, мимикой). Задача заключается в том, чтобы каждый следующий человек передавал ту эмоцию, которую «получил», своими средствами. Когда первый человек получил «эмоциональное послание», его спрашивают, какую, по его мнению, эмоцию хотел передать ему сосед. Затем второй человек говорит, какую эмоцию он получил и передавал, и так продолжается до последнего участника.

            Упражнение «Телефонный разговор».

     Упражнение выполняется в парах. Партнёры располагаются спиной друг к другу и имитируют телефонный разговор, в ходе которого по манере говорить, по интонации голоса партнера они должны определить его эмоциональное состояние.

     Затем обсуждаются результаты выполнения упражнения.

     Ведущий указывает, что экспрессивно выраженная доброжелательность, искренняя и открытая улыбка располагает к диалогу, способствует установлению контакта с ребенком. Как следствие этого происходит повышение самооценки ребенка, а также профилактика конфликтных ситуаций и стрессовых состояний учителя и ребенка в процессе обучения, т.е. способствует сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

            Упражнения на эмоциональную выразительность.

            Упражнение «Слон».

     В круг приглашаются 4-5 участников.

     Задание: представьте, что маленькие дети просят маму показать, как ходит слон.

    Как и следует ожидать, «слоны» бывают разные: мягко ступающие, осторожные и добрые, медлительные, или тяжелые, неуклюжие. Каждый невольно воспроизводит свойственный ему режим сигнальной экспрессии, стереотип навязчив, и коль скоро человек обладает жестким вариантом телодвижений, ему трудно вести себя иначе, даже если его просят об этом.

    Упражнение можно продолжить, попросив тех же участников показать, как ходит другое животное, например, лиса или кошка. Обладатели мягкой экспрессии легко демонстрируют новый образ, наделяя его характерными чертами. У людей с жесткой экспрессии, кошка похожа на слона, и наоборот.

            Упражнение «Угощение чаем».

     Участники по очереди (4-5 человек) должны представить себе дружескую вечеринку (интимную встречу, деловую беседу) и поднести собравшимся чай. Необходимо взять воображаемые блюдца и чашки, расставить на воображаемом подносе, налить в них воображаемый напиток, а затем с подноса подать каждому чашку на блюдце.

            Упражнение «Неожиданный гость».

     Это упражнение выполняется всей группой одновременно.

     Группа образует два круга, так чтобы каждый в кругу имел своего визави. Во внутреннем круге – «хозяин, открывающий дверь», во внешнем круге – «неожиданный гость». Внешний круг медленно движется. Когда образуется визави, ведущий сообщает, кто же неожиданно пришёл. «Хозяин» показывает своё  отношение к появлению неожиданного гостя. Без учёта жестких правил этикета. 

Ведущий отмечает, что большинство людей время от времени в определенных ситуациях бывают эмоционально неустойчивыми. Учителя также не свободны от ошибок. У них есть свои проблемы, которые могут вызвать конфликт, фрустрацию, обиду, чувство вины, но педагоги несут большую ответственность за их разрешение, чем представители других профессий, потому что в проблемные ситуации включены их ученики. Но как иногда трудно бывает себя сдержать!

Из многочисленных приёмов повышения эмоциональной устойчивости, прежде всего можно рекомендовать следующие:

  1. Пытайтесь заменять отрицательное эмоциональное состояние положительным на основе волевого усилия, самовнушения, тренировки.
  2. Накапливайте и фиксируйте собственный опыт педагогических находок, успехов, достижений, добрых слов и дел.
  3. Чаще пользуйтесь добрым юмором, поддерживающей шуткой.
  4. Овладейте и систематически пользуйтесь одной из систем релаксации (расслабления), подходящей вам.
  5. Занимайтесь профилактикой фрустрирующих ситуаций, прогнозируйте ответную реакцию учеников на ваше поведение, чтобы потом не жалеть о содеянном.

3. Заключительная часть.

     Подведение итогов занятия.

            Упражнение «Улыбка».

     Необходимо передать доброжелательную улыбку по цепочке, глядя друг на друга.