Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Готовность учащихся 4 класса к новым условиям обучения.

Чем с меньшим принуждением учатся дети,
тем метод лучше, чем с большим, тем хуже.

Дж. Дьюи

 

Социальная адаптация рассматривается как приспособление инди­вида к условиям социальной среды, является одним из основных соци­ально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли. Социальная адаптация включает:

1.   Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.

2. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.

3.   Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.

4. Способность к самообслуживанию и самоорганизации.

5.   Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожида­ниями.

Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тре­вожной. Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Такое состояние часто сопро­вождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей при­нятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией, и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утом­ляется и уже не хочет идти в школу. Конечно же, адекватное восприятие ребенком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблема­тичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отста­ющего ученика.

Не менее важным становится процесс адаптации учащихся и для учителей, которые, мало зная своих учеников, могут ошибиться в оцен­ке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому учителям необходимо вовремя корректировать собс­твенную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учеников.

Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, заня­тиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.

Целостный образ Я ученика, который сложился у него в общении с учителем начальной школы, дополняется множеством новых составля­ющих, которые выступают поочередно то на уроке математики, то на уроке русского языка. Ребенок уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведе­ние школьников различны, иногда и противоположны. Для ребенка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному.

Важной задачей для ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь педагог и психолог. Ребенок должен сохранить самоуважение, даже, несмотря на то, что учитель математики ставит ему тройки и двойки или что он стал объектом критики учителя биологии или завуча школы. Признание собственных недостатков для ребенка является всего лишь осознанием им своих слабостей как составных частей позитивно эмоционально окрашенного образа Я.

Ребенок должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас не все ладится с учебой, то виновата в этом не плохая учительница, а он сам, более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы или принять их. Если же нарушается преемственность реальных школьных дости­жений (например, в начальной школе он мог быть хорошим учеником, а в средней - успехи заметно упали, но уровень притязаний остался прежний), то задача педагога и психолога состоит в помощи ребенку сохранить самоуважение как важнейшее условие преодоления неудач. Если же самоуважение не будет сохранено, вся система Я у ребенка встает на его защиту, и он может выбрать путь лжи, мошенничества и уклонения от решения своих проблем.

 

В 4 классе были посещены уроки и занятия.

Цель посещения:  определении готовности к обучению в новых условиях и в оказании помощи детям с низким уровнем такой готовности.

Результат посещения:

  1. Произвольность психических процес­сов: Умеют самостоятельно организовать выполнение учебного задания. Сосре­доточенность и поддержание внима­ния на учебной задаче (Данилова Н., Перетыкина Н., Маленьких Д., Стихин М., Харлова Д., Шулёв А., Федышева К. )

  2. Развитие мышления: Владеют приемами понятийного мышления. Выполняют логические операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация, аналогии и др. Систематизация и перенос учебных знаний и навыков с одного явления, учебного предмета на другой (Данилова Н., Перетыкина Н., Маленьких Д., Стихин М., Харлова Д., Шулёв А., Федышева К.)

  3. Умственная рабо­тоспособность и темп учебной деятельности: Способность работать в одном темпе со всем классом (Данилова Н., Перетыкина Н., Маленьких Д., Стихин М., Харлова Д., Шулёв А., Федышева К.)

  4. Мотивационная сфера: Позитивное отношение к школе. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности. Ориентация на самостоятельное полу­чение, знаний. Понимание смысла «учение для себя» (Харлова Д.)

  5. Особенности пове­дения: Поведенческая саморегуляция: уме­ние сдерживать непроизвольные эмоции и желания, принятие и соблю­дение классных и школьных социаль­ных и этических норм (Данилова Н., Перетыкина В., Харлова Д.)

  6. Особенности обще­ния со сверстниками: Способность к установлению дружес­ких отношений и их поддержанию. Принятие коллективом класса (Данилова Н., Перетыкина Н., Перетыкина В.,  Маленьких Д., Стихин М., Харлова Д., Шулёв А., Федышева К., Ющенко Е.)

  7. Особенности обще­ния с педагогами: Способность самостоятельно устанав­ливать адекватное взаимодействие с педагогом. (Перетыкина Н.,  Маленьких Д., Стихин М., Харлова Д., Шулёв А., Федышева К.).

     

  8. Эмоциональное состояние: Адекватность переживаний, школьная и личностная тревожность в норме, эмоциональная устойчивость (Данилова Н., Перетыкина Н., Перетыкина В.,  Маленьких Д., Стихин М., Харлова Д., Шулёв А.)

  9. Отношение к себе: Позитивная Я-концепция, устойчивая адекватная самооценка (Данилова Н., Перетыкина Н., Перетыкина В.,  Стихин М., Харлова Д., Шулёв А., Федышева К.)

     

    Показатели готовности учащихся начальной школы к пере­ходу в среднюю:

    1.   Сформированность основных компонентов учебной деятель­ности, успешное усвоение программного материала учащимся.

    2.   Сформированность у ребенка новообразований младшего школь­ного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в по­нятиях (на соответствующем возрасту содержании).

    3.   Качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.

    4.   Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повы­шенную школьную тревожность.

    5.   Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность уче­ника к обучению в данной школе.

    Другими словами, у адаптированного ученика 4-го класса есть же­лание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса.

     

    Мероприятия по обеспечению адаптации ребенка

    Успешность адаптации школьника к обучению в 5-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемствен­ности особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе необходимо:

    -     учитывать психологические особенности 10-11 -летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познава­тельной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;

    -     анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школь­ника.

       Для сглаживания порога адаптации следует учитывать следующие рекомендации:

    1 . Особенности развития коллектива.

    2. Уровень познавательной  мотивации учащихся.

    3.  Склонности и способности учащихся.

    4.  Особенности протекания  мыслительных процессов.

    5. Особенности семейного воспитания и их  результативность.

    6. Жизнеспособность детского коллектива.

     

     

      1. Педагог-психолог: Хисматулина М.Ю.