Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Алгоритм решения

конфликтной педагогической ситуации

 

Первый этап- "СТОП". Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: "Что я сейчас чувствую?", "Что я сделать?"

Второй этап- "ПОЧЕМУ?". Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он так ведет себя, чего хочет добиться.

Третий этап- "ЧТО?". Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: "Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?" (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.

Четвертый этап- "КАК?". Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использования

Пятый этап- "ДЕЙСТВУЮ". Успех практического действия учителя зависит от того, насколько смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка.

Шестой этап- "АНАЛИЗ". Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учет и, если это необходимо, что-то меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации.

  Использование подобного алгоритма дает огромные возможности для творчества педагога и делает работу с ребенком радостной и плодотворной!

 

Ошибки, допускаемые при воспитании детей

  1. Непонимание своеобразия личностного развития детей.
  2. Непринятие детей (неприятие индивидуальности детей, их своеобразия, особенностей характера, а также пола ребенка).
  3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей.
  4. Негибкость родителей в отношениях с детьми (недостаточный учет меняющейся ситуации, несвоевременный отклик на обращение ребенка, фиксация проблемы, «застревание» на ней, отсутствие альтернатив в решениях, предвзятость суждений, навязывание мнения).
  5. Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот).
  6. Непоследовательность в обращении с детьми.
  7. Несогласованность отношений между родителями.
  8. Аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги, страха.
  9. Тревожность (беспокойство и паника по любому поводу; стремление чрезмерно опекать ребенка, не отпускать его от себя; стремление все делать для ребенка заранее, предохранение от всех опасностей).
  10. Доминантность в отношениях с детьми (безоговорочное предопределение взрослыми любой своей точки зрения; категоричность суждений, приказной, повелевающий тон; стремление подчинить ребенка; навязывание мнений и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка).
  11. Воспитание имеет слишком правильный, без учета индивидуальности ребенка характер (не учитывается своеобразие личности ребенка, возрастные потребности и интересы).
  12. Недоверие к возможностям детей, их формирующемуся жизненному опыту.
  13. Недостаточная отзывчивость или нечуткость.
  14. Противоречивость в отношениях с детьми.