Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Семья и ребёнок.

 

             Семья — клеточка социального организма,

 живущая с ним в едином ритме, отражающая,

 как капелька воды, и большие идеи,

 и большие общие цели.

                                                                                                         З. Фрейд

Введение

        Отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия.           Наиболее существенное влияние на детей оказывают острые психические травмы и хронические психотравмирующие воздействия, которые являются ситуациями повышенного риска и предрасполагают к возникновению дезадаптивных реакций.

К. Флейк – Хобсон выделяет для детей младшего школьного возраста характерны следующие ситуации повышенного риска.

1.Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности:

  • враждебная, жестокая семья;

  • эмоционально отвергающая семья;

  • не обеспечивающая надзора и ухода семья;

  • негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся);

  • чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека);

  • появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра);

  • противоречивое воспитание или смена типа;

  • чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

    2. Ситуации, вызывающие беззащитность из–за отрыва от семьи:

  • помещение в чужую семью;

  • направление в детское учреждение;

  • госпитализация.

          Такого рода ситуации, оказывая существенное влияние на весь ход психического развития, способны серьезно нарушить социальную адаптацию ребенка, глубоко деформировать его психику. Различные психосоматические и нервно – психические расстройства у детей, с которыми нередко сталкиваются  медицинская и психологическая практика, являются, как правило. Следствием таких долговременных патогенных воздействий.

 

Организация и методы исследования

 Семья – институт воспитания. Всё идёт из семьи, отношения к самому себе, к окружающим,  близким. Семья – это очаг, из которого идёт воспитание ребёнка. В нём ребёнок усваивает, что такое хорошо, что такое плохо, учится быть личностью, самостоятельным, ответственным.

         Исследование проводилось в «ГОУ СО «Алапаевская СКШИ». Была выбрана группа испытуемых 7 – 13 лет (начальная школа) в количестве  30  человек.

В ходе исследования были использованы: беседа; наблюдение; проективный метод рисуночного теста; метод статистического анализа и «Кинестетический рисунок семьи».

  

Исследование психологического климата в семье

 

Для исследования психологического климата в семье использовалась методика «Кинетический рисунок семьи», которая дает богатую информацию о субъективной ситуации ребенка в семье.

Тест состоит из двух частей: рисования и беседы после него. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги, карандаш и ластик; затем ему предлагается нарисовать свою семью так, чтобы ее члены семьи были чем – либо заняты. На все уточняющие вопросы давались ответы без каких – либо указаний.

Во время рисования записывались все спонтанные высказывания ребенка, отмечалась его мимика, жесты, а так же фиксировалась последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком проводилась беседа по следующей схеме:

  1. Кто изображен на рисунке, что делает каждый член семьи;

  2. Где работают или учатся члены семьи;

  3. Как в семье распределяются домашние обязанности;

  4. Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

    Рисунок анализировался по параметрам  

       - иерархические отношения в семье (моё место в семье);

       - комфорт в семье;

       - внутрисемейные контакты.

     Позволяющие выявить уровень эмоционального благополучия и неблагополучия ребенка в семье.

     

    Результаты исследования

     

       Как видит себя ребёнок в родительской семье? Как он воспринимает родителей и их отношения?  Какими он видим себя и близких в своей семье? Достоверный ответ на эти вопросы даёт рисунок семьи.

       Исследование показало следующий результат, который изображен графически.

       Выводы: Много семей (74%) с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к  своим детям.

         Имеются также семьи (70%), в которых нет эмоциональных контактов между её членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Детям прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

               Некомфортно в семье (64%), недостаток любви родителей.  

Рекомендации родителям, учителям:

        Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка  необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

 

  •      Принимать активное участие в жизни семьи;

  •      Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

  •      Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

  •      Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

  •      Уважать право ребенка на собственное мнение;

  •      Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

Список литературы:

1. Кулик Л. А., Берестов Н. И. «Семейное воспитание» М., Просвящение 1990г. 

2. Гребенников И. В. Школа и семья.— М., 1985.