«Развитие терпимости и чувства сопереживания
в отношениях к окружающим».
Цель: Преодоление эгоцентризма, развитие чувства прекрасного в окружающем нас мире, чувства сопереживания, терпимости к другим, стремление помочь в трудной ситуации.
Необходимые материалы: аппликатор Кузнецова, магнитофон с записью звуков природы и звуков моря, иллюстрации человека, колючек, кудряшек, ёжика, голубая лента на палочке.
- Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие у вас проведу я. Для того, чтоб настроится на работу я подарю вам свою улыбку и передам своё хорошее настроение, а вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу и настройтесь на работу.
- Сегодня у нас с вами необычная колючая прогулка.
(детям выдаётся аппликатор Кузнецова)
- Давайте с вами помассируем себе пальчики, надавите слегка ручками на них, а теперь приложите аппликатор на шею, на голову. Сделайте себе лёгкие колючие упражнения.
- А теперь после «колючих» упражнений мягко и нежно погладьте себя, погладьте шею, голову, ладошки.
- Ребята, назовите всё колючее, что вы знаете?
(колючая ёлка, ёж, колючие иголки сосны, колючий шарф)
- А можно ли сказать «колючий человек»? Про какого человека можно так сказать? Назовите его качества.
- злой;
- угрюмый;
- скрытный;
- нелюдимый.
( дети называют качества, а психолог на доске закрепляет их в виде колючек).
- Ребята, вот мы с вами назвали его качества, а какое же выражение лица у него будет?
(грустное). На доске на месте нейтральной улыбки закрепляется грустная.
- Ребята, представьте, что я на минутку превратилась в «колючего человека», а вы попробуйте ко мне обратится, задайте вопрос. (Как дела? Какое у вас сегодня настроение? Который сейчас час?), а я буду реагировать так, как «колючий человек».
( дети задают вопросы, а психолог их отвергает словами, отстань, не приставай, да надоел ты)
- Что вы чувствовали, когда я с вами так обращалась? Было ли вам приятно?
- А теперь изобразите при помощи мимики и жестов такого человека.
Упражнение 1. «Колючий человек»
- А сейчас, давайте расслабимся, отпустим свою колючесть, угрюмость, станем мягкими, добрыми и приветливыми, как тот ёжик, в гости к которому мы сегодня отправимся.
( рисунок Ёжика)
Сказка
В одном лесу жил-был Ёжик. Он только с виду был колючий, а в душе – мягкий и добрый. И было у него одно желание – увидеть море.
- Неспокойно мне, говорил он Зайчику. Вот здесь в груди ноет. К морю хочется.
Упражнение 2. «Печаль Ёжика»
- Ребята, давайте с вами мимикой и жестами покажем, как Ёжик грустил.
Зайчик тоже никогда не видел моря и поэтому отвечал:
- Посмотри как у нас замечательно в лесу.
Но Ёжик с каждым днём печалился всё больше и больше. И однажды ранним утором, когда на небе ещё плавали молочные звёзды, Ёжик вместе с Зайчонком отправились к морю. В лапе у Ёжика была палка, а за плечами котомка с едой. Сначала они шли лесом, и тропа причудливо петляла, то в одну, то в другую сторону. Настроение у Ёжика было радостное и бодрое.
Упражнение 3. «Ёжик на тропе»
- Ребята, давайте с вами пошагаем, как Ёжик и Зайчонок.
(Дети под музыку шагают на месте)
- И вот Ёжик и Зайчонок оказались на лугу. Они увидели, как ярко светит солнышко, летают замечательные бабочки и стрекозы, как поют птицы.
Остановились Ёжик и Зайчонок и заслушались «голосами природы».
(Что вы услышали? Звуки природы? Что Вы чувствовали? Было ли Вам приятно?)
Вдруг к Ёжику подлетела пёстрая бабочка и спрашивает:
- Куда это вы отправились?
- Мы идём к морю, мы никогда его не видели.
- И я не видела, - ответила бабочка. Возьмите меня с собой.
- С радостью, ответили друзья. И бабочка полетела с ними, весело махая крылышками.
Упражнение №4. «Бабочка».
- Ребята, давайте, покажем, как бабочка летела.
«Бабочку» показываем только кистями рук. Руки соединены в области локтей и запястий. Ладони с раскрытыми веером пальцами то смыкаются, то разводятся в сторону.
- Долго ли шли наши друзья, коротко ли, только устала бабочка махать своими крылышками.
- Бабочка, садись ко мне на спинку,- говорит Ёжик.
- Ой, я не могу, ты очень колючий.
Лучше я сяду к зайчику он мягкий и пушистый.
- Ну, тогда садись ко мне на ухо – предложил Зайчонок.
Бабочка села, и наши друзья продолжили свой путь дальше.
- И наконец, они вышли к морю.
- Здравствуй, море! – сказал Ёжик, Зайчонок и Бабочка.
- Здравствуйте, ответило море.
( Включается музыка и дети слушают звуки моря)
И накатила волна. Пфффф…!
- Ударила она в берег. Шшшшш… зашуршала по камешкам, отступая.
Упражнение №5. «Игра с волной».
- Ребята, давайте поиграем с волной. (волна изображается при помощи ленты на палочке). Дети наблюдают за движением волны. Как только волна будет «накатываться на берег (я буду к вам приближаться, вы будете прыгать через неё.)
Вдруг подул ветер и бабочку унёс в море. Бабочка громко закричала:
- Помогите!
Зайчонок и Ёжик бросились к волне. Только Зайчик в воду не полез он побоялся воды, и что замочит свою шкурку.
А Ёжик не о чём не думая и ничего не боясь, бросился в море и спас бабочку.
- Спасибо тебе, Ёжик, не смотря на то, что ты колючий снаружи ты очень смелый и добрый. Ты очень храбрый и у тебя доброе сердце.
Потом Ёжик, Зайчонок и Бабочка долго сидели и смотрели на море.
Те есть Колючий Ёжик оказался добрым.
- А может ли быть так, что «колючий человек» тоже добрый?
- Тогда почему же он «колется»? Почему отвергает нас?
(Плохое настроение, что-то беспокоит, может-быть мы грубо к нему обращаемся
- А что же надо сделать, чтоб Ёжик убрал свои колючки, т.е. «колючий человек» стал добрее, более открытым, весёлым?
(постараться помочь, развеселить, поиграть или может - быть просто оставить в покое, самим не выпускать свои колючки, быть терпимей и добрее).
- Давайте с вами напишем добрые пожелания «колючему человеку». И попробуем изменить его. Заменим его колючки этими пожеланиями. (колючки заменяем на кудряшки) вешаются и зачитываются пожелания.
- Ребята, мы пожелали «колючему человеку» столько добрых слов (перечисляются).
- А в его внешнем облике что-то изменится?
(внешний вид) Улыбка грустная меняется на весёлую.
- Если мы чаще будем друг другу улыбаться, друг другу говорить добрые слова, мир станет ярче, добрее и нам самим в этом мире жить будет легче и лучше.
- Ребята, а теперь давайте станем в круг и протянем вперёд руки со словами: «Мы берём с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё чему мы научились».
- А что каждый из вас взял для себя?
(ответы детей)