Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

КАК ХОРОШО УМЕТЬ...(слушать)

Задачи: мотивировать учащихся на овладение одним из важнейших умений в общении — умением слушать; помочь разобраться в содержании умения слушать.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Настрой на занятие

На доске незаконченная запись темы урока “Как хорошо уметь…”. Психолог просит детей пофантазировать и предложить свой вариант названия темы.

Психолог. Как бы вы продолжили это предложение?

Одобряется каждый ответ. Психолог обращает внимание на первые высказывания детей, как правило, это то, что очень волнует ребят (их желания, стремления). Выслушав все предложения, психолог обещает детям, что полностью тему занятия они узнают после выполнения задания.

Задание “Догадайтесь”

Психолог. Посмотрите  отрывок из фильма «4:0 в пользу Танечки» и  догадайтесь, почему же не получилось общения между героями этой истории.

Теперь вы догадались, как звучит тема нашего урока? Что необходимо уметь для эффективного общения?

(На доске в названии темы дописывается слово — “слушать”.)

А что значит “уметь слушать” и почему это важно при общении — мы узнаем сегодня на занятии.

3. Работа по теме

Упражнение “Любимые вещи” 
(модификация упражнения из кн.: К. Фопель. Как научить детей сотрудничать, ч. 2)

ПсихологВыполнение этого упражнения поможет вам раскрыть смысл понятия “уметь слушать”. Работа будет проходить в парах.

Сначала каждый по очереди расскажет соседу о какой-нибудь вещи, которая ему особенно дорога. Это может быть игрушка, книжка или даже кухонный стол, за которым вечером собирается вся семья. Надо постараться объяснить, почему именно эта вещь так важна для тебя и почему тебе хочется рассказать о ней. Надо внимательно слушать и запоминать, о чем говорит твой партнер. Время — 2 минуты.

(Учащиеся выполняют задание.)

А теперь повторите друг другу то, что узнали о любимой вещи своего соседа. Время — 2 минуты.

Перед выполнением второго этапа упражнения можно предложить по желанию рассказать о любимой вещи соседа перед всем классом в качестве образца. В заключение выполняется анализ упражнения по вопросам.

— Как чувствуете себя после выполнения упражнения?

— Кому понравился рассказ о любимой вещи со слов вашего соседа? Почему?

— Заметил ли ты, как слушал тебя собеседник?

— Что именно в его поведении тебя поддерживало, благодаря чему хотелось рассказывать еще?

При анализе звучат первые выводы о том, что при общении важны внимательная поза, заинтересованный взгляд собеседника.

Упражнение “Кто как слушает?”

Психолог. Кто из вас хочет рассказать классу свою любимую сказку или веселую историю из своей жизни?

Ученик выходит из класса, чтобы подготовиться. А в это время психолог договаривается с остальными детьми, что левая половина класса будет изо всех сил показывать, что им рассказ совершенно не интересен, и изображать смертельную скуку, а правая половина, наоборот, будет демонстрировать крайнюю заинтересованность. После того как ребенок завершит рассказ, обсуждается, что он заметил, какие у него возникли чувства, к какой половине класса он обращался и пр. Важно обратить внимание учащихся на то, какие признаки внимательного слушания были проявлены.

ПсихологИтак, слагаемые умения слушать — это поза внимательного собеседника, поддерживающий взгляд, заинтересованность слушающего, которая проявляется в наводящих вопросах.

4. Подведение итогов

Дети делятся впечатлением о сказке, звучит вывод: чтобы у тебя был внимательный слушатель, надо самому уметь слушать.

5. Домашнее задание

Понаблюдать, какими вы чаще бываете в общении — говорящими или слушающими.