Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Тренинг

«Развитие навыков эффективного общения в детской группе»

 

Цель тренинга: развитие навыков конструктивного взаимодействия участников.

 

Задачи тренинга:

  1. Повышение коммуникативной компетентности.
  2. Активизация опыта партнерских отношений.
  3. Развитие навыков кооперации и сотрудничества.
  4. Развитие навыков эмоциональной поддержки и эмпатии.
  5. Усиление психологических связей между участниками.
  6. Создание атмосферы доверия в группе.
  7. Поиск личностного и группового ресурса участников.
  8. Сплочение группы.

 

Теоретический блок

 

Общение- процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Стороны общения:

  • Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
  • Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
  • Перцептивная сторона означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Границы между этими формами условны, они могут сливаться и дополнять друг друга.

Условия развития навыков эффективного общения.

  1. 1.                Контактпозволяет сократить психологическую дистанцию между участниками группы, а также создать доверительную атмосферу. Для реализации этого подхода используют упражнения, связанные с непосредственным физическим контактом, что позволяет развивать отношения внутри группы. Так называемые «отверженные» в упражнениях на отработку контакта получают возможность включаться в общегрупповой процесс.
  2. 2.                Коммуникация чувств - ясное сообщение о своем внутреннем состоянии, настроении и эмоциональном состоянии, понимание и принятие своих и чужих чувств, как позитивных, так и негативных. Упражнения на коммуникацию чувств развивают «эмоциональный интеллект» участников тренинга.
  3. 3.                Кооперация – одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Основное отличие кооперации – взаимопонимание участников общения. Без взаимопонимания не может быть ни настоящего товарищества, ни дружбы, ни успешной совместной работы, ни нормального общения. Кооперацияпозволяет участникам группы получить навыки работы в команде, достижения групповых целей.

Высокий уровень кооперации существенно повышает сплоченность группы.

Сплоченность группы - психологическая характеристика единства членов коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и других компонентах психики, а также в единстве практической деятельности. Это важнейший показатель межличностных отношений и уровня развития группы.

Групповая сплоченность определяется тремя компонентами:

  • эмоционально-личностная сплоченность - количество устанавливаемых эмоциональных контактов;
  • предметно-ориентационное единством - проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности;
  • ценностно-ориентационное единство - это степень совпадений мнений, оценок, установок и позиций членов в группе к объектам, целям деятельности, лицам, событиям, наиболее значимым для группы в целом.

 

Правила тренинга.

  1. 1.     Умейте слушать друг друга.

Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.

  1. 2.     Говорите по существу.

Иногда участники отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: «Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не могли бы вы пояснить, что имеется в виду?».

  1. 3.     Проявляйте уважение.

Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда участники усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.

  1. 4.     Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности).

Все участники должны собираться до установленного времени.

  1. 5.     Конфиденциальность.

То, что происходит на занятии, остается между участниками.

  1. 6.     Правило «стоп».

Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «стоп».

  1. 7.     Каждый говорит за себя, от своего имени

Стоит говорить не «Все считают, что...», а «Я считаю, что...» и т.п.

 

Практический блок

 

«Оценка группы»

Материал: бланк оценки группы на каждого участника.

Упражнение проводится в начале и в конце тренинга с целью определения особенностей групповой динамики.

Инструкция: «Оцените, пожалуйста, группу по предложенным качествам в соответствии с пятибалльной шкалой, учитывая, что 5 баллов – это высшая степень развития качества группы, 1 балл – низшая».

 

Бланк оценки.

 

Качество группы

Оценка в начале тренинга

Оценка в конце тренинга

Сплоченность группы

 

 

Согласованность в действиях

 

 

Доверие друг к другу

 

 

Включенность всех участников в работу группы

 

 

Умение слушать друг друга

 

 

Открытость в общении

 

 

Доброжелательность

 

 

Конфликтность

 

 

Активность групп

 

 

Заинтересованность участников друг в друге

 

 

 

Игры и упражнения на знакомство участников.

 

 «Рулетка»

Группа делится на две команды, которые встают рядом в два круга, взявшись за руки. Круги начинают вращаться наподобие шестеренок (один руг – по часовой стрелке, другой – против часовой), как можно ближе, но не пересекаясь. При команде «стоп» все участники замирают на месте. В каждой команде оказывается по игроку, которые в этот момент находятся в точке соприкосновения кругов. Они должны стоять спина к спине, не видя друг друга. Когда ведущий говорит «Кругом», эти двое поворачиваются на 180 градусов и смотрят друг на друга. Тот, кто первый назовет имя другого, забирает его в свой круг, и игра повторяется.

 

Игры и упражнения на развитие навыков эффективного общения.

 

«Тихая почта»

Материал: 2 листа бумаги, 2 маркера.

Группа игроков достаточно близко встает друг за другом. Первый и последний игрок получают по одному листу бумаги и маркеры. Последний игрок рисует какое-то изображение (предмет, живое существо и т.д.) на листе бумаги. При этом остальные игроки не должны видеть нарисованное. После этого последний игрок рисует пальцем на спине соседа точно такое же изображение, как и на листе бумаги. Сосед, даже если он не совсем понял, что это было, рисует пальцем на спине своего следующего соседа то, что, по его мнению, было нарисовано ему на спине. Первый игрок, после того как ему нарисовали что-то на спине, должен перенести это изображение на бумагу. В результате сравниваются два варианта.

Вопросы для обсуждения:

  • Насколько похожи рисунки?
  • Что было самым трудным в упражнении?
  • Что помогло добиться полной схожести рисунков?

 

 «Проводник»

Участники выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив руки на плечи. Ведущий объясняет правила:

1. Запрет на разговоры.

2. У всех, кроме стоящего последним, закрыты глаза.

3. Последний - машинист поезда.

4. Хлопок по левому (правому) плечу - поворот влево (вправо ).

5. Хлопок по обоим плечам - вперед.

6. Хлопок по обоим плечам двойной - назад.

7. Хлопок по обоим плечам дробью - стоп.

8. Без сигнала машиниста двигаться нельзя.

Задача машиниста - провести паровозик несколько поворотов.

Вопросы для обсуждения:

  • В чем основные трудности машиниста?
  • Что помогало и что мешало согласовывать действия участников?

 

«Рисунки групповых картинок»

Материал: бумага, фломастеры/карандаши.

Ведущий игры раздает всем по одному листу бумаги. Каждый записывает на нем свое имя. Все участники начинают рисовать, делая по одному, двум штрихам на листе. Потом лист бумаги передается соседу слева. Начатая картинка дополняется соседом слева и передается дальше. Так происходит до тех пор, пока картинка не возвращается хозяину. Данная техника может выявить сильные противоречия в групповом процессе, вызвать агрессивные чувства, чувство обиды. Поэтому ведущий должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы почувствовали, получив свой окончательный рисунок?
  • Совпал ли ваш замысел рисунка с замыслом участников?
    • Что вы испытывали, работая в «чужом пространстве»?

 

«Как дела? – Спасибо, хорошо»

Участники закрывают глаза и встают в ряд плечом к плечу, после этого участники рассчитываются по порядку, и каждый запоминает свой номер. Каждый участник пытается запомнить звучание голоса соседей справа и слева, задавая им вопрос: «Как дела?» соседи отвечают: «Спасибо, хорошо». Эту процедуру можно провести несколько раз. Затем участники свободно медленно перемещаются по помещению, когда все перемешались, ведущий дает команду остановиться. Задача игроков – с закрытыми глазами построиться плечом к плечу как прежде, при этом можно использовать только две фразы: «Как дела?», «Спасибо, хорошо». После построения, каждый произносит свои номер, если номера идут по порядку, то участники благополучно справились с заданием.

Вопросы для обсуждения:                                       

  • Какие трудности испытывали при выполнении задания?
  • На сколько честно вы выполняли задание?
  • Чувствовали ли вы поддержку и помощь других участников?

 

«Рисунок в два этапа»

Материалы: каждой паре участников нужен большой лист бумаги (лучше всего ватман) и фломастер. У каждой пары должен быть фломастер своего цвета.

Инструкция: разбейтесь на пары и сядьте на пол. Положите лист ватмана между собой и возьмите по одному фломастеру. Поставьте фломастером точку в центре листа и, не отрывая руку, закройте глаза. Теперь я даю вам 2 минуты, чтобы вы пропутешествовали своим фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги. Рисуйте во все стороны, пока вам не покажется, что вы побывали во всех уголках ватмана ... (2 минуты).

А теперь откройте глаза и попробуйте сделать картину из того, что нарисовано на бумаге. Если хотите, вы можете при этом разговаривать друг с другом. (10 минут.)

У вас осталось еще одна - две минуты, чтобы завершить рисунок и решить, как вы его назовете.

Пусть затем каждая пара покажет свой рисунок всем остальным.

Вопросы для обсуждения:

  • Понравилось ли тебе рисовать с закрытыми глазами?
  • Каким образом ты находил общий язык со своим партнером, когда у вас были закрыты глаза? Говорил ли ты с ним?
  • Как в вашей паре происходило дорисовывание картины?
  • Как ты сотрудничал со своим партнером?
  • Насколько ты доволен вашим рисунком?

 

               «Испорченный телефон»

   Участвует 5 человек, остальные – наблюдатели.
Четырех человек просят выйти из комнаты, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Первому участнику зачитывается текст: «Когда космонавт Леонов впервые вышел в открытый космос, он оторвался от корабля и стал возвращаться, и ничего не мог поделать, так как в космическом пространстве ему не от чего было оттолкнуться. Потом, он все-таки поймал трос, но тут столкнулся с новой проблемой: его скафандр
в открытом космосе раздулся, и он не смог протиснуться обратно в корабль. На силу он это сделал
».

             После этого ведущий вызывает второго участника в аудиторию, а первого просит передать ту информацию, которую он запомнил. Затем второй передает третьему и т.д. Информацию последнего сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации оставшиеся участники тренинга регистрируют, кто упустил информацию, исказил, привнес свою. Результаты обсуждаются в группе участников.

 

«Вижу разницу»

Один доброволец какое-то время побудет за дверью. Остальные участники тренинга делятся на две группы по какому-то выбранному признаку. Признак должен быть зрительно виден (например, цвет верхней одежды). Две образовавшиеся группы садятся в разных местах комнаты, чтобы быть обозначенными в пространстве. Вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на две части.

   «Кто я такой?»

Перед началом игры игроки договариваются о теме, например: животные, знаменитые люди  и т.д.

Что понадобиться для игры: ручка и самоклеящиеся стикеры или листочки бумага,скотч.
Правила:
Каждый пишет на листочке слово, по оговоренной ранее теме. После этого приклеиваем свою бумажку соседу, скажем, справа, так же поступают и все игроки. В следующей игре можно приклеивать соседу слева. И так все кроме самого владельца бумажки (на лбу) видят, что там написано.
Затем каждый игрок, с целью выяснить кто же он есть, по очереди начинает задавать наводящие вопросы, на которые другим игрокам можно отвечать только «да» или «нет».
Если на вопрос игрок получает ответ «да» , то он может задать еще один вопрос и так пока не получит ответ «нет» , тогда очередь задавать вопросы переходит. Либо, по другим правилам, игрок может задать только один вопрос в одном круге (любой из двух вариантов выбирает организатор игры). Выигрывает тот, кто первый отгадает слово написанное «на лбу».

 

«Дискуссия»

Цель: формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Группа разбивается на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи. На упражнение отводится 15 минут.