Уровень комфортности учащихся при переходе в 5 класс. Эмоционально-психологический климат в классном коллективе.(2008)
Любые переходные периоды в развитии ребёнка выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания учителей, родителей, психолога.
Изменившиеся условия обучения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному, и к личностному развитию детей, к степени сформированности у них учебных знаний, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции и т.д.
Состояние детей в этот период с психолого-педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением самооценки, повышением школьной тревожности.
Пятиклассники – существа совершенно особенные. Во много – по духу, интересам, манере поведения – они схожи с учениками начальной школы. «Идейно» же, а также по своему объективному статусу, они стремятся присоединиться к старшеклассникам.
Очень часто тревожность учащихся усугубляет семья. Многие родители вместо того, чтобы поддержать в ребёнке уверенность в собственных силах, предупреждают его в том, что у него ничего не получится, что он станет последним учеником в классе и т.д.
Для сглаживания порога адаптации следует учитывать следующие рекомендации:
1 . Особенности развития коллектива.
2. Уровень познавательной мотивации учащихся.
3. Склонности и способности учащихся.
4. Особенности протекания мыслительных процессов.
5. Особенности семейного воспитания и их результативность.
6. Жизнеспособность детского коллектива.
7. Единые педагогические требования.
Комплексно-целевая программа по эффективному сопровождению
5-классников в адаптационный период
1) Программа тренинговых развивающих занятий «Я пятиклассник».
2) Психологическая диагностика адаптации учащихся 5-х классов
3) Родительские собрания «Особенности адаптации учащихся 5-х классов»
4) Индивидуальные консультации для учащихся 5-х кл., родителей и педагогов.
5) Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащихся.
Цель: повышение адаптации учащихся к условиям школьной среды, попавших в «группу риска».
Для учащихся 5 класса был разработан блок тренинговых занятий "Я – пятиклассник". Тренинги были нацелены на помощь пятиклассникам в адаптации к обучению в 5 классе. Тренинги – это своеобразная возможность предупреждения тех проблем, с которыми могут столкнуться учащиеся в начале учёбы в 5 классе.
Тренинги проводились с целью преодоления тревожности, негативных эмоций, сопровождающих переход в 5 класс.
Занятия носили игровой, занимательный характер, что поможет детям быстрее входить в ритм занятий, с удовольствием включаться в новую для них деятельность.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
- Пятый класс: что нового?
- Правила школьной жизни
- Наш класс
- Наши учителя
Психологическая аптечка
Результаты психологической диагностики
Цель диагностики:
исследование особенностей адаптации учащихся 5-х классов к новым условиям школьной среды и выявление детей «группы риска».
Количество участников: 9 учащихся 5-го класса
Даты проведения: 24 – 28 ноября 2008г.
Диагностика включала в себя:
Наблюдение за учащимися во время уроков;
Исследование уровня тревожности учащихся;
Исследование уровня самооценки учащихся;
Исследование мотивации к обучению;
Исследование отношения к школе;
Исследование работоспособности, энергии;
Исследование межличностных отношений в коллективах.
Выбирая методики для изучения сторон психологической готовности, учитывала возрастные особенности, временные рамки (не более 20 минут), достоверность получаемых выводов
Тревожность - это устойчивое, беспричинное состояние страха, которое проявляется у человека часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общении с окружающими людьми и т.д.).
- МЕТОДИКА Филипса "Диагностика уровня школьной тревожности".
В первые диагностика проводилась программным обеспечением, предназначенное для компьютерной обработки, которое позволяет выявить наиболее скрытый для непосредственного наблюдения компонент риска школьной дезадаптации – эмоциональное состояние ребенка в связи с учебным процессом.
Переживание социального стресса (67 %)
Страх самовыражения (62%)
Страх ситуации проверки знаний (50%)
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (38%)
Эмоциональное состояние детей на момент диагностики положительное.
Общее психическое состояние детей благополучное, с элементами дискомфорта у 24 % детей.
- 2. Самооценка:
Методика «Лесенка», «Какой Я».
- Завышенная- 44%
- Норма – 33%
- Заниженная – 22%.
3. Мотивация к обучению:
Отношение к школе МЕТОДИКА "Отношение к школе".
Результаты методики показали большой интерес к общественным поручениям. Эмоциональное благополучие детей зависит от статуса, который они имеют в классе. Симптомов неблагополучия в сфере общения нет.
- 1. Межличностные отношения:
- Принятые, предпочитаемые учащиеся в коллективах: 70 %
- Непринятые, пренебрегаемые учащиеся в коллективах: 30 %
- Отверженные, изолированные: – 0%.
Из всего этого можно сделать вывод, что в классе в целом средний уровень комфортности. Из этого следует, что большинство учеников 5 класса ГОУ СО «Алапаевская СКШИ» находятся в благоприятном эмоционально-психологическом климате в классном коллективе. Некоторые дети являются источником агрессии, конфликтов. Эти дети аффективные, раздражительные, вспыльчивые. Остальные учащиеся коммуникативные: заметно большое желание общаться с остальными ребятами.
4.12.08 Педагог-психолог: Хисматулина М.Ю.