Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Уровень комфортности учащихся при переходе в 5 класс. Эмоционально-психологический климат в классном коллективе.(2008)

 

 Любые переходные периоды в развитии ребёнка выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания учителей, родителей, психолога.

   Изменившиеся условия обучения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному, и к личностному  развитию детей, к степени сформированности у них учебных знаний, к уровню развития произвольности, способности  к саморегуляции и т.д.

Состояние детей в этот период с психолого-педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением самооценки, повышением школьной тревожности.

Пятиклассники – существа совершенно особенные. Во много – по духу, интересам, манере поведения – они схожи с учениками начальной школы. «Идейно» же, а также по своему объективному статусу, они стремятся присоединиться к старшеклассникам.

   Очень часто тревожность учащихся  усугубляет семья. Многие родители вместо того, чтобы поддержать в ребёнке  уверенность в собственных силах, предупреждают его в том, что у него ничего не получится, что он станет последним учеником в классе и т.д.

      Для сглаживания порога адаптации следует учитывать следующие рекомендации:

1 . Особенности развития коллектива.

2. Уровень познавательной  мотивации учащихся.

3.  Склонности и способности учащихся.

4.  Особенности протекания  мыслительных процессов.

5. Особенности семейного воспитания и их  результативность.

6. Жизнеспособность детского коллектива.

7. Единые педагогические требования.

 

 

Комплексно-целевая программа по эффективному сопровождению
5-классников в адаптационный период

1)  Программа тренинговых развивающих занятий «Я пятиклассник».

2) Психологическая диагностика адаптации учащихся 5-х классов

 3) Родительские собрания «Особенности адаптации учащихся 5-х классов»

4) Индивидуальные консультации для учащихся 5-х кл., родителей и педагогов.

5) Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащихся.

 Цель: повышение адаптации учащихся к условиям школьной среды, попавших в «группу риска».

Для учащихся  5 класса был разработан блок тренинговых занятий  "Я – пятиклассник". Тренинги были нацелены на помощь пятиклассникам в адаптации к обучению в 5 классе. Тренинги – это своеобразная возможность предупреждения тех проблем, с которыми могут столкнуться учащиеся в начале учёбы в 5 классе.

    Тренинги проводились  с целью преодоления тревожности, негативных эмоций, сопровождающих переход в 5 класс.

   Занятия носили игровой, занимательный  характер, что поможет детям быстрее входить в ритм занятий, с удовольствием включаться в  новую для них деятельность.

ТЕМЫ  ЗАНЯТИЙ:

  1. Пятый класс: что нового?
  2. Правила школьной жизни
  3. Наш класс
  4. Наши учителя

Психологическая аптечка

Результаты психологической диагностики

Цель диагностики:

исследование особенностей адаптации учащихся 5-х классов к новым условиям школьной среды и выявление детей «группы риска».

  Количество участников: 9 учащихся 5-го класса

Даты проведения: 24 – 28 ноября 2008г.

Диагностика включала в себя:

Наблюдение за учащимися во время уроков;

Исследование уровня тревожности учащихся;

Исследование уровня самооценки учащихся;

Исследование мотивации к обучению;

Исследование отношения к школе;

Исследование работоспособности, энергии;

Исследование межличностных отношений в коллективах.

Выбирая методики для изучения сторон психологической готовности,  учитывала возрастные особенности, временные рамки (не более 20 минут), достоверность получаемых выводов

Тревожность - это устойчивое, беспричинное состояние страха,  которое проявляется у человека часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общении с окружающими людьми и т.д.).

 

  1. МЕТОДИКА Филипса "Диагностика уровня школьной  тревожности".

В первые диагностика проводилась программным обеспечением, предназначенное для компьютерной обработки, которое позволяет выявить наиболее скрытый для непосредственного наблюдения компонент риска школьной дезадаптации – эмоциональное состояние ребенка в связи с учебным процессом.

Переживание социального стресса (67 %)

Страх самовыражения (62%)

Страх ситуации проверки знаний (50%)

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (38%)

  Эмоциональное состояние детей  на момент диагностики положительное.

Общее психическое состояние детей  благополучное, с элементами дискомфорта у 24 % детей.

  1. 2.    Самооценка:

Методика «Лесенка», «Какой Я».

  • Завышенная- 44%
  • Норма – 33%
  • Заниженная – 22%.

 3. Мотивация к обучению:

Отношение к школе МЕТОДИКА  "Отношение к школе".

 Результаты методики  показали  большой интерес к общественным поручениям. Эмоциональное благополучие детей зависит от статуса, который они имеют в классе. Симптомов неблагополучия в сфере общения нет.

 

  1. 1.     Межличностные отношения:
  • Принятые, предпочитаемые учащиеся в коллективах:  70 %                         
  • Непринятые, пренебрегаемые учащиеся в коллективах: 30 %
  • Отверженные, изолированные: – 0%.

Из всего этого можно сделать вывод, что в классе в целом средний уровень комфортности. Из этого следует, что большинство учеников 5 класса ГОУ СО «Алапаевская СКШИ» находятся в благоприятном эмоционально-психологическом климате в классном коллективе. Некоторые дети являются источником агрессии, конфликтов. Эти дети аффективные, раздражительные, вспыльчивые. Остальные учащиеся коммуникативные: заметно большое желание общаться с остальными ребятами.

 

 

 

 

 

 

 

4.12.08                                             Педагог-психолог: Хисматулина М.Ю.