Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Особенности адаптации учащихся 2б класса.

Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.

Цель психолого-педагогической поддержки в этот период – создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться, тихий и податливый ученик превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя или непосредственно.

Адаптационный период построен следующим образом.

1) Психологическая диагностика тревожности учащихся.

2)По волнам познания (коррекционно-развивающая программа ориентирована на быструю адаптацию)

3) Сотрудничество с классным руководителем и воспитателем 2б класса.

 

    Для успешной адаптации с детьми постоянно проводятся различные занятия и тренинги. Учащихся  подводят к мысли, что школьным правилам необходимо следовать, так как очень важно называться школьниками. Программа ориентирована на развитие познавательной и эмоциональной сфер детей. Для неё характерен учет индивидуальных особенностей учеников, их личностные качеств. Осознавая своё «я», ребенок самоутверждается, стремится жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Цель: повышение у детей уровня толерантности через совершенствование эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер.

Задачи:

- улучшить адаптивность учащихся;

- сохранить психологическое здоровье;

- формировать позитивное отношение к самому себе и окружающему миру;

- формировать терпимость к различным мнениям

- развивать коммуникативную, интерактивную и социально-перцептивную стороны общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров;

- развивать способность адекватного реагирования в различных жизненных ситуациях и умение находить конструктивный выход из неё;

- обучать приемам снятия эмоционального напряжения.

 С учащимися 2б класса была проведена целая серия адаптационных занятий:

Знакомство.

Правила школьной жизни.

 Осознание детьми своего статуса школьника.

Для чего ходят в школу.

Учимся работать дружно. Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.

Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.

После серии занятий была проведена диагностика тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф.Амен, методика “Домики”(Таб. №1)

 

 

 

Таблица №1.

Эмоциональное принятие новой социальной ситуации

Эмоционально положительное восприятие процесса учения

Методика “Домики”

Эмоционально положительное отношение к учителю

Методика “Домики”

Эмоционально положительное отношение к себе в новой роли

Методика “Домики”

Опрос родителей

Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками

Методика “Домики”

 

 

  Результаты показали, что  эмоционально-волевой фон в классе носит благоприятный характер. Дети с желанием идут в школу и не испытывают страх перед учителем, одноклассниками  и школой.

 

 

 

В 2б классе было посещено: урок и  воспитательское занятие.

 

Цель посещения:  определение естественного состояние учащихся, проявляющееся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в не­привычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельно­стью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

•     сохранение физического, психического и социального здоровья    детей;

•     установление контакта с учащимися, с учителем; (способность к установлению дружес­ких отношений). 

 

•     формирование адекватного поведения; (уме­ние сдерживать непроизвольные эмоции и желания, принятие и соблю­дение классных и школьных норм)

 

•     овладение навыками учебной деятельности. (неспособность работать в одном темпе со всем)

 

 

       

Сводная таблица по результатам  исследования адаптации 2б.

Фамилия, имя

 

Эмоциональный компонент

Общий уровень адаптации

Отношение к себе

Отношение к учению

Отношение к учителю

Отношение к одноклассникам

Уровень эмоциональной адаптации

 

 

Раб В.

-

-

+

+

амбивалентный

частичный

 

Брылин Р.

+

-

+

+

положительный

достаточный

 

Гринзовский Г.

+

-

-

-

отрицательный

недостаточный

 

Суровкин Е.

 

 

 

 

амбивалентный

частичный

 

Мелкозёрова Ан.

 

 

 

 

положительный

достаточный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: процесс адаптации 2б класса к новым условиям  находится на стадии завершения.    Адаптационный период довольно длительный,  для каждого ученика он сугубо индивидуален, поэтому помощь в адаптации должна оказываться на протяжении всего первого года обучения.

 

Педагог – психолог: Хисматулина М.Ю.