Особенности адаптации учащихся 2б класса.
Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.
Цель психолого-педагогической поддержки в этот период – создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться, тихий и податливый ученик превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя или непосредственно.
Адаптационный период построен следующим образом.
1) Психологическая диагностика тревожности учащихся.
2)По волнам познания (коррекционно-развивающая программа ориентирована на быструю адаптацию)
3) Сотрудничество с классным руководителем и воспитателем 2б класса.
Для успешной адаптации с детьми постоянно проводятся различные занятия и тренинги. Учащихся подводят к мысли, что школьным правилам необходимо следовать, так как очень важно называться школьниками. Программа ориентирована на развитие познавательной и эмоциональной сфер детей. Для неё характерен учет индивидуальных особенностей учеников, их личностные качеств. Осознавая своё «я», ребенок самоутверждается, стремится жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Цель: повышение у детей уровня толерантности через совершенствование эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер.
Задачи:
- улучшить адаптивность учащихся;
- сохранить психологическое здоровье;
- формировать позитивное отношение к самому себе и окружающему миру;
- формировать терпимость к различным мнениям
- развивать коммуникативную, интерактивную и социально-перцептивную стороны общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров;
- развивать способность адекватного реагирования в различных жизненных ситуациях и умение находить конструктивный выход из неё;
- обучать приемам снятия эмоционального напряжения.
С учащимися 2б класса была проведена целая серия адаптационных занятий:
Знакомство.
Правила школьной жизни.
Осознание детьми своего статуса школьника.
Для чего ходят в школу.
Учимся работать дружно. Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.
Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.
После серии занятий была проведена диагностика тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф.Амен, методика “Домики”(Таб. №1)
Таблица №1.
Эмоциональное принятие новой социальной ситуации |
Эмоционально положительное восприятие процесса учения |
Методика “Домики” |
Эмоционально положительное отношение к учителю |
Методика “Домики” |
|
Эмоционально положительное отношение к себе в новой роли |
Методика “Домики” Опрос родителей |
|
Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками |
Методика “Домики”
|
Результаты показали, что эмоционально-волевой фон в классе носит благоприятный характер. Дети с желанием идут в школу и не испытывают страх перед учителем, одноклассниками и школой.
В 2б классе было посещено: урок и воспитательское занятие.
Цель посещения: определение естественного состояние учащихся, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем; (способность к установлению дружеских отношений).
• формирование адекватного поведения; (умение сдерживать непроизвольные эмоции и желания, принятие и соблюдение классных и школьных норм)
• овладение навыками учебной деятельности. (неспособность работать в одном темпе со всем)
Сводная таблица по результатам исследования адаптации 2б.
Фамилия, имя |
Эмоциональный компонент |
Общий уровень адаптации |
|||||
Отношение к себе |
Отношение к учению |
Отношение к учителю |
Отношение к одноклассникам |
Уровень эмоциональной адаптации |
|
|
|
Раб В. |
- |
- |
+ |
+ |
амбивалентный |
частичный |
|
Брылин Р. |
+ |
- |
+ |
+ |
положительный |
достаточный |
|
Гринзовский Г. |
+ |
- |
- |
- |
отрицательный |
недостаточный |
|
Суровкин Е. |
|
|
|
|
амбивалентный |
частичный |
|
Мелкозёрова Ан. |
|
|
|
|
положительный |
достаточный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: процесс адаптации 2б класса к новым условиям находится на стадии завершения. Адаптационный период довольно длительный, для каждого ученика он сугубо индивидуален, поэтому помощь в адаптации должна оказываться на протяжении всего первого года обучения.
Педагог – психолог: Хисматулина М.Ю.