Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур)

Ребёнку показывают нарисованную лесенку с семью ступенями и объясняют задание.

ИНСТРУКЦИЯ:

"Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше (показывают: "хорошие", "очень хорошие", "самые хорошие"). А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети - чем ниже, тем хуже ("плохие", "очень плохие", "самые плохие"). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему."

После ответа ребёнка, его спрашивают: "Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть."

"Покажи, на какую ступеньку тебя бы поставила мама?"

Используется стандартный набор характеристик: "хороший - плохой", "добрый - злой", "умный - глупый", "сильный - слабый", "смелый - трусливый", "самый старательный - самый небрежный". Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребёнок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребёнок не даёт никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: "Почему ты себя сюда поставил?" "Ты всегда такой?" и т.д.

КЛЮЧ: Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет или ссылается на мнение взрослого: "Мама так сказала".

  Ребёнок поставил себя на первую ступень: завышенная самооценка.

  Ребёнок поставил себя на вторую ступень: адекватная самооценка.

  Ребёнок поставил себя на третью ступень: адекватная самооценка.

  Ребёнок поставил себя на четвёртую ступень: заниженная самооценка. Является крайним вариантом нормы. Здесь важно то, как ребёнок объясняет постановку себя на данную ступень.

  Ребёнок поставил себя на пятую ступень: низкая самооценка.

  Ребёнок поставил себя на шестую ступень: крайне низкая самооценка. Ребёнок находится в ситуации дезадаптации, наблюдаются личностные и эмоциональные проблемы.